///В настоящее время международное Ошо-движение находится в стагнации[11].
Ошо-движение имеет тесную генетическую связь с движением Сахаджа-йога[81].
Ошо (Бхагван Шри Раджниш)
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Ошо»)
Ча́ндра Мо́хан Дже́ин (хинди चन्द्र मोहन जैन, 11 декабря 1931 — 19 января 1990) с начала семидесятых более известен как Бхагва́н Шри Раджни́ш (хинди भगवान श्री रजनीश) и позднее как О́шо (хинди ओशो) — известный неоиндуистский[7][8] гуру и мистик, вдохновитель движения Раджниша (англ.)русск.. Критика социализма, Махатмы Ганди и традиционных религий сделала Ошо ещё при жизни противоречивой фигурой. Помимо того, он отстаивал свободу сексуальных отношений[9], за что заслужил прозвище «секс-гуру» сначала в Индии, а затем в международной прессе[10].
Основатель системы ашрамов во многих странах[11]. Во время пребывания в США основал международное поселение Раджнишпурам, которое было ликвидировано правительством США в 1985 году в связи с рядом серьёзных преступлений, совершённых поселенцами, включая биотеррористический акт (англ.)русск. В ряде стран организация Ошо причислялась некоторыми государственными, общественными организациями, учёными и религиозными деятелями к деструктивным сектам и культам. В СССР движение Раджниша (англ.)русск. было запрещено из-за его несоответствия позитивным аспектам индийской культуры и целям молодёжного протестного движения в западных странах[12].
Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде нескольких сотен (более 600) книг[11].
Основные положения
Тонкая система человека. 1. Муладхара чакра. 1а. Муладхар. 2. Свадиштана чакра. 3. Наби чакра. 3а. Войд. 4. Анахата чакра. 5. Вишудхи чакра. 6. Агия чакра. 7. Сахасрара чакра. A. Кундалини. B. Левый канал (Ида нади). C. Центральный канал (Сушумна нади). D. Правый канал (Пингала нади). E. Дух. F. Эго. G. Суперэго.
В сахаджа-йоге утверждается, что каждый человек имеет внутри себя тонкую систему, состоящую из энергетических центров, доступных для ощущения после получения самореализации. Эти ощущения дают возможность объективной оценки физиологического и психологического состояния, а также позволяют улучшить их. Процессы в тонком теле отражаются в центральной нервной системе посредством вибраций — прохладного или теплого потока на руках, над теменем и вокруг тела. Теплые или горячие вибрации свидетельствуют о наличии проблем, которые необходимо решать.[34]
Тонкая система состоит из трех каналов (санскр. nādi, Devanāgarī IAST नाडि), семи основных энергетических центров (чакр), кундалини и некоторых других элементов. Определения этих понятий в Сахаджа-йоге не полностью соответствуют аналогичным определениям в других традициях йоги.[35]
[править]Каналы
В тонком теле человека имеются три канала, которые для простоты часто называются левым, правым и центральным. Им ставятся в соответствие левая и правая симпатические и парасимпатическая нервные системы (различие левой и правой симпатических систем введено в Сахаджа-йоге). Активность левого канала формирует суперэго представляя эмоции и желания. Он несет память о прошлом, таким образом помогая действиям. Правый канал соответствует физической активности и интеллекту, способности действовать, реализовывать желания. Он формирует эго. Центральный канал служит проводником для жизненной энергии, известной как кундалини (у нереализованного человека пребывающей в «дремлющем» состоянии). Левый и правый каналы пересекаются на уровне лба после чего формируют эго с левой стороны и суперэго с правой.[36]
Левый энергетический канал (так же называемый лунный, женский) — Ида нади (санск.) связан с правой и задней сторонами головного мозга на физическом уровне и с подсознанием на психическом. Он представляет качества Инь — мягкость, сострадание и т. д., выражаемые в радости и заботе о других, желании познать истину. При наличии проблем в нём наблюдаются такие крайности как чрезмерная эмоциональность (возбуждение или депрессия), устойчивые дурные привычки.
Правый энергетический канал (так же называемый солнечный, мужской) — Пингала-нади (санскр.) на физическом уровне связан с левой и передней сторонами головного мозга и с надсознательным человека на психическом. Он представляет качества ян — логическое мышление, анализ, активные действия и т. п., реализующий желания, рождающиеся в левом канале. Пингала-нади отвечает за правильные взаимоотношения и обязанности. Если в нем наблюдаются проблемы (например, вследствие чрезмерной работы), то могут проявляться такие негативные качества как деспотизм, эгоизм, жестокость и злоба.
Центральный энергетический канал — Сушумна-нади (санскр.) координирует деятельность безусловных рефлексовявляясь проводником парасимпатической системы. В учении Нирмалы Шриваставы акцентируется, что все духовные действия являются спонтанными и термин «сахаджа» был выбран чтобы отметить этот факт (в переводе с санскрита целиком он так же означает «спонтанность»).[37]
[править]Чакры
В Сахаджа-йоге считается, что энергетические центры или чакры на физическом уровне проявляются как нервные сплетения, ответственные за различные органы тела. Каждая чакра соответствует различным качествам физического, ментального, эмоционального и духовного состояния. Различают семь основных чакр и выделяют некоторые дополнительные центры. Ниже представлено их перечисление с кратким описанием, принятым в сахаджа-йоге.[38] Создание чакр происходило в процессе эволюции человечества, открывая новые её этапы. Каждой чакре соответствует отражение определенного божества, понимаемого как воплощение тех или иных аспектов Бога Всемогущего.[39][40] Большинство центров имеют левую и правую компоненты.[41]
Первым центром, расположенным чуть ниже крестца является муладхара-чакра. Она соответствует качествам невинности, мудрости, интуиции, памяти и способности к учёбе, проявляясь на физическом уровне как тазовое нервное сплетение. Божеством центра является Шри Ганеша. С муладхарой ассоциируются элемент Земля и крутящаяся по часовой стрелке свастика. Центр ослабляют нечистота в мыслях, разврат, тантризм и магические практики.[38][42][43]
Над Муладхарой в крестце находится Муладхар — местонахождение кундалини.[42][43]
Вторым центром является свадистана-чакра. В её функции входит наблюдение за состоянием почек, поджелудочной железы, селезенки и матки. Качествами Свадистана являются творчество, чистое знание, вдохновение. Чакра служит началом правого канала. Божествами являются Шри Сарасвати Брахмадева, символом — звезда Давида, а элементом — огонь. Свадистан ослабляют алкоголь, наркотики, гнев, чрезмерное планирование, практика магии, доминирование над другими.[38][42][43]
Третьим центром является наби-чакра, находящаяся в позвоночнике немного выше пупка. Физическое проявление Наби — солнечное сплетение. Чакра соответствует щедрости, удовлетворенности, благополучию в семье, материальному достатку, морали и духовному восхождению. Божествами чакры являются Шри Лакшми и Вишну, символом — Инь-Ян, элементом — вода. Наби ослабляют аскетизм, алкоголь, наркотики, плохое питание, проблемы в семье, чрезмерная забота о деньгах и пренебрежение духовностью.[38][42][43]
Наби и свадистан-чакры вмещает войд (не является чакрой) — океан иллюзий, который необходимо преодолеть для духовного роста. Он отделяет уровень осознания от истины до получения самореализации. Качества войда: принцип Гуру (быть учителем самому себе), дхарма, праведность и убежденная (не слепая) вера в Бога. Божество — Шри Ади ГуруДаттатрея и его десять инкарнаций (Раджа Джанака, Авраам, Моисей, Заратустра, Лао-Цзы, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Гуру Нанак и Саи Баба из Ширди).[42]
Четвёртым центром является анахата-чакра, находящаяся в позвоночнике за грудиной. Она является вместилищем Духа, Атмана человека и на физическом уровне соответствуетсердцу и легким. Качествами анахаты являются чистая непривязанная любовь, радость, правила достойного поведения (мариады), защищенность. Божествами чакры являются ШриШива и Парвати, Шри Сита и Рама, Шри Джагадамба, элементом — воздух, а символом — пламя. Центр ослабляют чувство незащищенности, неуверенность в себе, привязанности, атеизм, проблемы отношений с родителями, чрезмерная физическая и умственная деятельность. [38][42][43]
Пятым центром является вишуддхи чакра, которой соответствуют уровень седьмого шейного позвонка в позвоночнике и передняя часть горла в яремной выемке. Качествами центра являются коллективность, чистые взаимоотношения и дипломатичность. Божествами вишуддхи-чакры являются Шри Радха и Кришна, символом — колесо времени, элементом —эфир. Центр ослабляют чувство вины, аморальность, саркастичность, хитрость, агрессивность и высокомерие.[38][42][43]
Шестым центром является агия-чакра. Она находится на пересечении зрительных нервов в головном мозгу. Качествами центра являются прощение, сострадание, логика, память и образное мышление. Божествами центра являются Шри Дева Мария и Иисус, символом — крест, а элементом — свет. Ослабляют центр непрощение, тщеславие, бегающие глаза, фанатизм, сомнения, жестокость.[38][42][44]
Седьмым центром является сахасрара-чакра, находящаяся в лимбической области головного мозга. Качествами центра являются интеграция всех чакр, безмыслие, тишина, радость, ощущение единства и целостности. В сахасраре объединены все божества в материнском и отцовском аспектах Бога. Ей соответствуют все элементы, а символом является бандхан. Ослабляют центр сомнения в Боге, атеизм и догматизм.[38][42][44]
[править]Кундалини и самореализация
Согласно Сахаджа-йоге чакры и каналы могут быть сбалансированы путем подъёма кундалини (санскр. kuṇḍalinī, Devanāgarī IAST कुण्डलिनी в м. р. kundala, виток[45]) — энергии чистого желания духовного совершенствования и осознания своей сути. Кундалини ассоциируется с материнской энергией, в дремлющем состоянии находящейся свернутой в три с половиной витка в крестцовой кости. Нирмала Шривастава учит, что Кундалини является отражением Святого Духа или Ади (Изначальная) Шакти[46] и йога как союз с божественным невозможна без её подъема.[47]
Кундалини проходит через шесть чакр в спинном и головном мозгу в процессе своего подъема. Под самореализацией понимается прохождение Кундалини седьмой чакры — Сахасрары. При этом достигается состояние безмысленного осознания, что дает йогу и является целью пробуждения Кундалини.[48] Самореализацию можно почувствовать как прохладный ветерок на кончиках пальцев, ладонях и над теменем (область родничковой кости). Нирмала Шривастава сравнивает пробуждение Кундалини и самореализацию с прорастанием семени, посаженного в Мать Землю.[49] Достижение состояния самореализации не требует материальных затрат и доступно в региональных центрах Сахаджа-йоги по всему миру,[11] а также самостоятельно онлайн.[50]
[править]Практика
Практика сахаджа-йоги позволяет укрепить и углубить состояние, достигнутое при получении самореализации. Она включает в себя сахадж-медитацию и простые методы очистки тонкого тела, предложенные Нирмалой Шривастава.[51]
[править]Сахадж-медитация
Нирмала Шривастава характеризует сахадж-медитацию как открытый взгляд на себя, достижение равновесия, исправление самого себя с полным пониманием происходящего процесса.[52] Когда мысли постоянно перескакивают с одного предмета на другой, человек пребывает в прошлом или будущем. Внутренняя тишина позволяет находиться в настоящем.[53] Таким образом, под медитацией подразумевается достижение безмысленного осознания, когда внимание находится на Сахасраре чакре, на темени. Это не приводит к трансу или подобным ему явлениям, медитирующий остается в сознании, все время наблюдая за вибрациями.[54][55] Изменение тепловых ощущений[56] на ладонях и кончиках пальцев позволяют определить состояние тонкого тела и при необходимости применить один из методов очистки[57][58], причем
[править]Образ жизни
Основа образа жизни сахаджа-йога — непрестанная практика духовного восхождения.[59] Это достигается путем регулярных медитаций. Как правило, достаточно 10 — 15 минут утром и вечером[54]. При этом сахаджа-йог является активным членом общества, который в любой ситуации остается спокойным, уравновешенным, и с любовью относится к людям и миру.[60][61]
Немає коментарів:
Дописати коментар