Что такое Касталия.
1)Касталия в виртуальном пространстве
1,1 Мировоззрение Касталии.
Касталия была основана как интернет проект посвященный изучению и проведению сравнительного анализа наследия Карла Юнга, Алистера Кроули и Германа Гессе. Второй целью проекта было выстраивание автономной информационной зоны, в которой происходило бы общение людей заинтересованных в символической жизни и оказывалась бы помощь и поддержка тем, кто делает первые шаги на пути индивидуации и стремиться освободить свой дух от порабощения властью системы.
«Человек нуждается в символической жизни» писал Карл Юнг наблюдая удручающее выхолащивание духа и символа в угоду прагматизму. Прошло время, миновали поколения, а удручающая ситуация стала просто катастрофической. С каждым поколением тесные объятия пожирающей матери становятся все более удушливыми. Увы, человек все больше превращается в послушный винтик огромной системы, чьи методы подавления стали более изощренными и оттого часто более незаметными.
Нелегкой задаче сохранить символическую жизнь, пройти свой путь индивидуации, совершить Великое Делание, открыть в глубине себя эзотерический источник сокровенного знания который вырвет нас из липких объятий матрицы – вот та тема которой посвящен наш сайт. Наша основная опора – Юнгианство, Оккультизм и Нонконформизм.Юнгианство, оккультизм и нонконформизм – это тот фундамент на котором выстроена вся концепция сайта.
Мы хотим создать такую информационную сеть внутри проекта и между нами и другими проектами, чтобы заинтересованный в реальном эзотерическом познании мог выстроить систему познания.
Каталог элитного кино http://www.ex.ua/view/2169585?r=1207245,1169772
S_a_n_4_o, 4:45, 22 травня 2010, 20:30, 8 вересня 2010
Любопытную попытку предприняли товарищи с www.castalia.ru. Они составили рейтинг фильмов, оценив их по десятибалльной шкале. Критериями служили эстетические и идейные характеристики, а так же личные пристрастия, как я понимаю. Тем не менее, каталог получился прелюбопытнейший. Решил поделиться.
Ахтунг!
Стараниями уважаемого blackbox появилась подборка ссылок на фильмы из этого каталога (категории > 5), которые уже есть на ex.ua.
Итак, для начала "оценочный лист":
10: Откровение. Посмотреть обязательно! Фильм
рекомендуется Касталией как один из лучших в истории кино и имеет глубокие
оккультные символы. К этой категории относятся фильмы Тарковского
«Жертвоприношение» и «Сталкер», «Мать Иоанна от ангелов» Ежи Кавалеровича,
«Ритуал» Бергмана, «Возвращение» Звягинцева, некоторые фильмы Ходоровского,
Кеннета Энгера и т.д.
09: Шедевр. Очень рекомендуем посмотреть.
Глубина передачи экзистенциального измерения и стиль по-настоящему превосходны,
но оккультные символы отсутствуют или не осознаны автором. В любом случае, как
и Откровение, очень рекомендуется Касталией. Сюда относятся большинство фильмов
Бергмана, «Забрийски пойнт» Антониони, «Европа» Ларса Фон Триера и т.д.
08: Очень достойное кино, весьма серьезно
рекомендуемое Касталией в формировании личного базиса по элитному кино, однако
все же вначале стоит ознакомиться с категориями 10 и 09. Сюда входят
большинство фильмов Дэвида Линча, Дэрека Джармена, некоторые фильмы
Бергмана.
07: Идеолог. Особая категория фильмов, в которых
масштаб и величие трех высших категорий уже отсутствуют, однако имеются идеи и
концепции, необходимые для формирования индивидуальности в соответствии с
ценностями Телемы. Тонкость в том, что для тех, кто только приступил к
знакомству с серьезным кинематографом, фильмы трех высших категорий могут
показаться слишком сложными, и поэтому начинать следует именно с категории 07.
Например, фильмы Милоша Формана, в большинстве своем выстроенные
по формуле «один против всех», крайне полезны в плане формирования
нонконформистской установки, а фильмы жанра «киберпанк» подходят для погружения
в гностическое мироощущение. Некоторые работы, к примеру, советская комедия
«День Святого Юргена» или американский триллер «Стигмата», помогают
сформировать правильное отношение к общепринятым догматическим религиям. Строго
говоря, категория 07 является отдельной категорией вне оценок и определяется
скорее с точки зрения метафизики протеста. Система классификаций имеет свой
парадокс: особая категория 07,5 превосходит даже категорию 08. Категория 07,5
вводится для того, чтобы подчеркнуть исключительную идеологическую полезность
фильма, сочетающуюся с высоким уровнем эстетического.
Бывает так, что по эстетическим и стилистическим критериям фильмы
категории 06 и даже иногда 05 могут превосходить категорию 07, но важность
идеологического послания является более значимой.
06: Эстет. Стиль и форма этих произведений
остаются превосходной и завораживающей, несмотря на меньшую, нежели в
вышеописанных категориях, глубину проникновения в экзистенциальное и оккультное
измерение. В эту категорию входят большинство фильмов Питера Гринуэя (кроме
«Дитя Макконы»), Яна Шванкмайера, Лео Карракса, Джима Джармуша и т.д. Иногда
бывает очень сложно отличить фильм восьмой и шестой категории (седьмая
категория совершенно особая), поэтому просим сделать скидку на субъективность
автора.
05: Нейтрал. К этой категории относятся ранние
фильмы большинства режиссеров. Например, в фильмах «Лето с Моникой» или
«Тюрьма» трудно увидеть экзистенциальное величие последующих произведений
Бергмана, но для понимания нюансов его творческого пути необходимо ознакомление
с этими работами. В эту же категорию входят фильмы Фредерико Феллини и Анджея
Вайды. Также сюда относятся фильмы, полезные с познавательной точки зрения
(например, «Кундун» Мартина Скорсезе открывает мир тибетского буддизма) и
фильмы, оставившие нейтральное ощущение от просмотра, хотя имеющие эпизодически
интересные места и находки.
04: Слабее, чем нейтрал.
03. Очень слабый фильм. Иногда после
по-настоящему великого фильма категории 09 (например, «Пассаж» Юрая Герца), у
этого же талантливого режиссера следуют фильмы категории 03 (например, «Упырь
от Феррата» или «Новое платье короля).
Фильмы категорий 02 (попса) и 01
(отстой) отсутствуют в нашем
каталоге.
А вот и сам КАТАЛОГ (ссылка на первоисточник):
Прошу обратить внимание, что некоторые фильмы не имеют аннотаций и не классифицированы, потому что на момент составления каталога не были просмотрены. В силу технических причин, список фильмов будет публиковаться разбитым на три части.
1) «Американский Друг» (Вим Вендерс). Категория08. Преуспевающий бизнесмен, имеющий связи с мафией, превращает смертельно больного мастера по изготовлению картинных рам в профессионального наемного убийцу. Но рассказывать сюжет – значит, не сказать об этом фильме ничего. Вендерс настолько потрясающе передает процесс экзистенциальной ломки человека, кризис идентификации и разрушение привычного мира, что криминальная драма обретает экзистенциальное измерение.
2) «Арарат» (А.Эгоян). Категория04. Попытка осмысления трагедии турецко-армянского конфликта и чудовищного геноцида армян начала XX века.
3) «Валерия, или Неделя чудес» (Яромир Милош). Категория 05. Фильм чехословацкого режиссера о девочке, реальность которой оказывается смешана со сказкой и сном.
4) «Витал» (Шинья Цукомото). Категория08. В результате аварии у молодого хирурга-практиканта погибает возлюбленная. По жестокой иронии судьбы её труп попадает в больницу, где он проходит практику. Постоянное присутствие мертвой возлюбленной, воспоминания и медленное просачивание иного мира в реальность порождают настоящую одержимость.
5) «Влюбленный Тома». Категория07.5. История Тома, больного агарофобией, который общается с миром посредством уникального и многозадачного компьютера, на поверку оказывается иллюстрацией платоновской притчи о Пещере, в которой прикованные видят только тени предметов. Великолепная находка режиссера: весь фильм, за исключением последнего кадра, мы воспринимаем как бы глазами главного героя.
6) «Водоворот» (Руи Герра). Категория04. Социальная драма с легким элементом сюрреализма, который все равно не спасает фильм. Но интересно.
7) «Возможные Миры» (Робер Липаж). Категория07,5. В странной лаборатории из тела извлечен мозг. Но что может видеть мозг, который помещен в стеклянную колбу на искусственное жизнеобеспечение? Он спит и создает миры из своих воспоминаний…
8) «В присутствии Клоуна» (Ингмар Бергман). Категория10. Несомненно, один из сильнейших шедевров Ингмара Бергмана. Фильм, который по праву можно назвать блистательным погружением в экзистенциальное ничто. Все персонажи медленно тонут не только в отчуждении и холоде этого мира, но и в бесконечном ужасе, сокрытом внутри их самих. Фильм, после которого хочется сказать слова псалма «Из глубины взываю тебе, Господи». Белый клоун – это манящая и эротичная смерть, которая стоит на пороге главного героя - немного безумного изобретателя, который не может ничего изобрести.
9) «Голубая Нота» (Анджей Жулавский). Категория06. Фильм о последних годах великого композитора Шопена. Прекрасно передан колорит эпохи и великолепна тонкая ирония режиссера.
10) «Голый завтрак» (Дэвид Кроненберг). Категория05. Мир глазами наркомана-героиниста. Чудовищные пишущие машинки, превращающиеся в отвратительных мыслящих насекомых, которые посылают герою странные приказы. Хотя этот фильм и обвиняли в пропаганде наркотиков, на мой взгляд, жить в подобном мире едва ли может показаться заманчивым даже неустойчивой психике подростка.
11) «Да здравствует Смерть» (Фернандо Арабаль). Категория09. Главный герой фильма – маленький мальчик, живущий в эпоху диктатуры Франко в Испании. Его мать предает отца. Все происходящее показано глазами ребенка, поэтому реальное подменяет сюрреальное, а в великолепно построенном символизме угадываются идеи Фрейда и Юнга.
12) «День свиньи» (режиссер неизвестен). Категория 08. Сюрреалистическая притча о том, до какого состояния доходит народ, когда ему все позволено.
13) «Дьявол» (Анджей Жулавский). Категория08. Сюрреалистическое безумие, где реальность страшнее сна, а сны страшнее небытия. Действие происходит в разрываемой гражданской войной Польше, где главного героя, осужденного за попытку покушения на Короля, в последний момент спасает странный помощник, который сопровождает его до конца.
14) «Дьяволы» (Кен Рассел). Категория07,5. Историческая драма о священнике Грандье, оклеветанном одержимыми монахинями. Но обвинение - не более чем повод в политической игре кардинала Ришелье. Очень полезный фильм.
15) «Европа» (Ларс Фон Триер). Категория09. Лучший фильм Ларса фон Триера. С самого начала зритель погружается в гипнотическое отождествление с главным героем. Действие происходит в послевоенной Германии, куда приезжает американец. Постепенно он оказывается в сети гибельных интриг, о природе которых даже не догадывается. И поток событий неотвратимо уносит его в пучину гибели.
16) «Жертвоприношение» (Андрей Тарковский). Категория10. Последний фильм великого мастера кино, снятый за месяц до смерти. Глубокая философская притча, символически описывающая смену Эонов. Немой ребенок лишает сознания своего отца. На смену старому Эону приходит Эон вечного дитя.
17) «Завещание Орфея» (Жан Кокто). Категория09. Последний фильм великого французского мастера, с легкой ностальгически исповедальной ноткой. Кто есть художник и каково его предназначение? Художник, одиноко бредущий среди своих оживших творений. Художник, предстающий на суд своих творений. Не тоска и не страх, но нежность – основная нотка этого фильма. Наверное, этим он и уникален – нежность смерти еще не смог показать никто.
18) «Ра – путь Бога Солнца». Категория10. Удивительный мультфильм по мотивам египетских мифов. Но линейное изложение заменено космической мистерией, изображающей коллизии мира богов как танец энергий.
19) «Институт Бенджаменты» (Квай). Категория08. Сюрреалистическая притча о свободе и рабстве. Юноша, ищущий свое место в жизни, попадает в похожий на странное сновидение Институт слуг, где учат только одной науке – покорности. Но даже учителя мечтают о свободе. В начале фильма дается удивительный коан для медитации, ответ на который следует искать над Кетер…
20) «Квартирник Сергея Калугина».
21) «Казанова» (Фредерико Феллини).
22) «Караваджо» (Дэрек Джармен). Категория06. История жизни и страстей великого художника.
23) «Квайдан». Категория08. Несколько великолепно сделанных японских новелл ужаса. В отличие от того, что понимают под «фильмами ужасов» современники, у японцев это еще и произведения искусства. «Квайдан» можно назвать вершиной готического мироощущения.
24) «Кислотный дом». Категория05. Стёбная психоделическая эпопея, сделанная по новеллам Уэлша. К сожалению, о подлинной природе психоделического опыта здесь можно узнать так же много, как в боевиках про войну и искусство военной стратегии.
25) «Конструктор Красного цвета» (Андрей И). Категория09. Шокирующая притча о замкнутом круге существования, щедро приправленная документальными медицинскими кинохрониками. Не для слабонервных! Мистика переплетается с безумным натурализмом. Страшная попытка взглянуть на мир глазами… разлагающегося трупа, продолжающего осознавать реальность. Как тут не вспомнить «Завещание Магдалины Блэр». Плюс ницшеанское вечное возвращение, размышления о гностических близнецах и еще много чего.
26) «Конформист» (Бернардо Берталуччи). Категория08. Один из самых сильных фильмов Берталуччи. Тема стандартная – человек перед лицом тоталитаризма, но её реализация вызывает сильное уважение.
27) «Коровы» (Хулио Мэдем). Категория08. Фильм своим настроением неуловимо напоминает роман Маркеса «Сто лет одиночества», хотя какие-нибудь смысловые переплетения между этими произведениями отсутствуют. История семьи, живущей в сельской местности. Фильм очень хорошо раскрывает природу хтонической силы земли, показывая крайнюю степень укорененности в плоть, кристаллизацию материи.
28) «Кровь Поэта» (Жан Кокто). Категория06. Сюрреализм. Один из ранних фильмов Кокто, который считается своего рода предисловием к «Орфею». Есть интересные образные находки, однако не хватает общего настроения.
29) «Куклы» (Такеши Китано). Категория06. Пронзительная история любви, предательства и покаяния, переданная в чисто японском стиле. Если вы хотите понять Японию, вы обязаны посмотреть этот фильм.
30) «Лестница Якоба» (Адриан Лайн). Категория09. Если вы хотите заглянуть в бардо тибетской книги мертвых, если вы хотите увидеть непревзойденную демонстрацию распада привычной реальности, вы обязаны посмотреть этот фильм! В центре сюжета – бывший воин Вьетнама, который пытается расследовать, что же произошло с ним и его отрядом, и что за эксперименты ставило правительство над их жизнями. Разгадка оказывается по-настоящему страшна.
31) «Лусия и Секс» (Хулио Мэдем). Категория06. Хулио Мэдем во всем его великолепии. Изумительные эротические сцены. Стандартный для этого режиссера мотив двойников и двойных финалов, странные переплетения и преломления чувств. Это действительно мастерская работа.
32) «Мадам Баттерфляй» (Дэвид Кроненберг). Категория09. Имхо лучший фильм Дэвида Кроненберга. История молодого дипломата, полюбившего прекрасную китайскую актрису. Актриса оказывается актером, а миф - всего лишь призраком, но суть не в этом. Суть в поразительной передаче колорита отношений Запада и Востока. Суть в потрясающих, безупречно выверенных диалогах. Суть в тоске по иному, и в том, какую цену приходится платить за мечту.
33) «Макбет» (Роман Поланский). Категория06. Хорошая экранизация классической пьесы. Не больше и не меньше.
34) «Мать-ночь» (Кит Гордон). Категория09. Великолепная экранизация романа Курта Воннегута «Порождение тьмы ночной». Что должен чувствовать идеалист-разведчик, осознав, что для врагов он делает больше, чем для своей страны? Как должен смотреть на мир человек, разорванный на две части и уже не знающий, кто он есть?
35) «Метрополис» (Фриц Ланг). Категория08. Антиутопия с интересными библейскими аллюзиями. Вверху – идеальный мир богатых, внизу – рабочие, которые живут хуже скота. Сын хозяина верхнего мира спускается в нижний, обретая там свою любовь. Но злой ученый, мечтающий уничтожить нижний мир потопом, создает копию возлюбленной этого героя, чтобы она, причиняя зло, подталкивала рабочих к заранее обреченному мятежу. Фильм особенно интересен, если смотреть его после прочтения «Ответа Иову» К.Г. Юнга.
36) «Мефисто» (Исван Сзабо). Категория04. Экранизация романа Клауса Манна «Мефистофель» о судьбе актера, вначале убежденного коммуниста, а потом перешедшего на сторону гитлеровского нацизма. Превосходная режиссерская и актерская работа.
37) «Молох» (Александр Сокуров). Категория06. Последние годы Гитлера. Диктатор половины мира неспособен быть хозяином даже в своей семье.
38) «Моргиана» (Юрай Герц). Категория05. Экранизация романа Александра Грина. Красивая романтическая история о двух сестрах, доброй и злой. Но в целом - ничего особенного.
39) «Му-му» (Юрий Грымов). Категория06. Нестандартный взгляд на произведение И.Тургенева с великолепной воссозданным колоритом эпохи и тонким фрейдовским подтекстом.
40) «Мы едим плоды деревьев райских» (Вера Хитилова). Категория08, хотя может быть и 06. Расплывающийся мир глазами женщины-ребенка. Убийство – не более чем метафора оргазма, а весь мир скрывает за собой тайну соблазнения, которую так хочется отведать. Очень странный и необычный фильм, который следует посмотреть, чтобы увидеть реальность глазами женщины.
41) «Научная секция пилотов» (Андрей И). Категория09. Одна из самых потрясающих операторских работ в истории кино. Плюс к тому - странное интуитивное прозрение. Сюжет фильма напоминает кошмарный сон – некто убивает машинистов в метро. Это действует банда? Или это странный закон, который, сродни компьютерному алгоритму, может превратить законопослушного человека в убийцу? Фильм интересен еще и тем, что он до определенной степени стал интуитивным пророчеством – как тут не вспомнить о таинственных взрывах в метро, виновные которых так и не были найдены. Поистине, фильм дает очень много ключей к самой структуре реальности, но понять это может только очень подготовленный человек, тогда как профан увидит просто кибертриллер.
42) «Ни поездов, ни самолетов» (Йоз Стеллинг). Категория08. Трогательная история о неудачнике, который собрался уехать вечером. Никто не догадывается спросить - куда, ведь ни поездов, ни самолетов на этот вечер не запланировано. Все действие фильма происходит в одном провинциальном кафе, где все друг друга знают и где собираются каждый вечер.
43) «Нибелунги» (Фриц Ланг). Категория06. Фильм является одним из ключевых в истории развития кинематографа. Масштабная экранизация древней германской саги о подвигах Зикфрида и его гибели, а так же последовавшей за этим войны, после которой не останется никого. Учитывая время постановки, фильм можно считать пророческим предупреждением Германии об исходе того пути, на котором она оказалась.
44) «Новое платье короля» (Юрай Герц). Категория03. Вольная экранизация известной сказки Ганса Христиана Андерсена. Детский фильм.
45) «Орландо». Категория06. Экранизация одноименного романа Вирджинии Вульф. Вначале - мужчина, а потом - женщина. И это всё сквозь эпохи, минуя время и смерть.
46) «Пассаж» (Юрай Герц). Категория09. Потрясающий фильм, за который Герцу можно простить все последующие неудачи. Сюрреалистическая история в эстетике Кафки. Действие происходит в огромном магазине, полном лоска и гламура. Хозяева магазина, одетые в роскошные костюмы и носящие часы с драгоценностями, с важным видом едят крыс. Смерть в виде соблазнительной женщины ходит по магазину, трахая всех, кто готов увидеть Париж и умереть. И странное вечное возвращение, запечатленное в первом и последнем кадре.
47) «Песни со второго этажа» (Рой Андерсон). Категория05. Если существует жанр «социального сюрреализма», то этот фильм первым должен быть занесен в эту категорию. Есть несколько интересных находок, но в целом полностью нейтральное ощущение.
48) «Погопаг» (Три новеллы: Годар, Пазалини, Росселине). Категория06. Сатирические новеллы о том, до какого жалкого состояния доводит человека общество потребления. Любопытно.
49) «Под крышами Парижа» (Рене Клер).
50) «Разговор с Ангелами» (Дэрек Джармен). Категория08. Фильм, не имеющий сюжета. Просто сонеты Шекспира, положенные на причудливо изысканный символический ряд.
51) «Рембрант» (Йоз Стеллинг). Категория06. История жизни великого художника, отстаивающего свое право жить, видеть и рисовать этот мир, как изволит.
52) «Ритуал» (Ингмар Бергман). Категория10. Сплетение неврозов в любовном треугольнике актеров оборачивается потрясающей мистерией, в которой нетрудно найти прямые телемитские параллели. И старый король мертв.
53) «Сад» (Дэрек Джармен). Категория10. Без преувеличения можно сказать, что это лучший фильм Дэрека Джармена. Сад мучений или эдемский сад? О чем этот фильм, вам никто не объяснит, но великолепная игра образов оставит впечатление на всю жизнь. В центре сюжета – два гомосексуалиста, поглощенные любовной игрой. Дерзкая задумка режиссера – представить на месте Христа – от чуда рождения до распятия – именно их. Какую цель преследовал режиссер? Может быть, соединить высокое и низкое. Может быть, унизить религию и шокировать добропорядочных ослов. А может быть, гомосексуалисты – это всего лишь метафора внутреннего разделения Эго и Самости, любовной игрой которых является вся жизнь, а окончательное соединение невозможно.
54) «Сжигатель трупов» (Юрай Герц). Категория09. В центре повествования – чехословацкий крематорий с директором и его семьей. Но страну завоевывает Гитлер, и «директор смерти» медленно сходит с ума, поверив в избранность своей миссии. Фильм очень глубоко открывает один из ликов смерти.
55) «Сладкий фильм» (Душан Макавеев). Категория08. Что лучше – коммунизм или капитализм? Посмотрите фильм Макавеева, и вы поймете, что хрен редьки не слаще. С одной стороны, утопающий в роскоши и глянце принц-импотент, выбирающий невест-девственниц прямо в шоу. С другой – романтичная лихая морячка, плывущая на бронетеплоходе и убивающая своих любовников моряков, когда приходит их время. И душа мира, которая пытается найти хотя бы островок здравого смысла в океане безумия.
56) «Сны на продажу».
57) «Соломенные псы» (Сэм Паркинс). Категория09. Фильм о зоологической ненависти двух каст, двух видов человека, двух форм жизни. Человек духа против человека-скота. Доведенный до крайней точки интеллектуал-математик берет в руки оружие.
58) «С течением времени» (Вим Вендерс). Категория05. Фестиваль кубинской народной музыки. Солнце, море, стареющие, но не угасающие кубинские мачо, поющие о своей жизни. Словом, хорошее погружение в мир аркана Солнце, но несколько затянутое.
59) «Стихия страсти» (Артур Бьерн Эгели). Категория10. Море, солнце и лучшие в мировом кино эротические сцены. Молодой художник практикуется в реалистическом искусстве под отческой заботой своего учителя. Но точно Лилит в жизнь Адама, в его жизнь входит Мари, для которой искусство – это мир ночи, иррациональных желаний и экспрессии. Чтобы стать собой, найти свой стиль, художник должен соединить в своей душе день и ночь, классику и авангард, учителя и Мари. В фильме прекрасно показано сакральное значение сексуальности как духовной инициации.
60) «Сто дней в бункере». Категория05. Последние дни третьего Рейха. Гитлер со своим окружением начинает сходить с ума. Очередная попытка представить Гитлера умалишенным идиотом, причем, не самая лучшая в стилистическом отношении.
61) «Стрелочник» (Йоз Стеллинг). Категория06. Изысканный фильм. Минимум диалогов, но действие говорит само за себя.
62) «Счастливого рождества, мистер Лоуренс». (Нагиса Осима) Категория 06. Фильм о пребывании военнопленных в японском лагере. Во взаимоотношениях пленных и хозяев открывается разница культур востока и запада.
63) «Табу» (Нагиса Осима). Категория06. Гомосексуализм в среде японских самураев – явление обычное. Но когда в стане самураев появляется утонченный юноша редкой красоты, за его любовь начинается борьба. А для самурая где любовь – там и смерть.
64) «Телец» (Александр Сокуров). Категория08. Взгляд на Ленина в его последние годы в Горках. Человек, владевший умами цивилизации, самой природой унижен настолько, что более не хозяин своему телу и даже своему рассудку. Без сомнения, лучший фильм Сокурова.
65) «Терра» (Хулио Мэдем). Категория08. Двойники, отражения, преломления, время как сад расходящихся тропок. Ангел, встречающийся с человеком. Один из лучших фильмов Мэдема.
66) «Трип». Категория08. В отличие от «Кислотного дома» и многих подобных стёбов, этот фильм действительно дает хоть какое-то представление о природе психоделического опыта.
67) «Три шага в бреду» (Феллини, Годар). Категория06. Три новеллы по рассказам Эдгара По. Для ценителей готического искусства – непревзойденный подарок.
68) «Улица Пожарных, 25». Категория06. Социальный сюрреализм. Фильм о жильцах дома, который давно взорван, а они все еще думают, что живы, и их мысли носятся в округе, словно ветер.
69) «Упырь от Феррата» (Юрай Герц). Категория03. Если этот фильм не был выброшен из коллекции в непрезентабельную категорию 02, то исключительно из уважения к режиссеру, создавшему «Пассаж» и «Сжигатель трупов». Фильм о машине-вампире, которой вместо бензина нужна человеческая кровь.
70) «Фонтан» (Дарен Аранофский). Категория08. Потрясающий воображение фильм, полный каббалистических, магических, индийских и прочих аллюзий. Реальности вымысла и реальность нашего времени встречаются в одной точке. Герой – то профессор, пытающийся найти лекарство против опухоли, чтобы спасти возлюбленную, то конкисто, прорывающийся к древу жизни, то сам Бог, окруженной хрустальной сферой. Но человек обречен проигрывать, даже если достигает своей цели. Финал в стиле «Замка» Кафки – герой получает то, что хочет, когда уже слишком поздно. Фильм, несомненно, заслуживал бы занесения в категорию 10, однако по окончании просмотра остается ощущение некоторой староэонности позиций режиссера.
71) «Черная Луна» (Луи Малль). Категория05. Сюрреализм бывает разный. Оккультный, психоаналитический, социальный. Оказывается, есть и сказочный. Главная героиня бежит из мира военной диктатуры в странную сказку, где оживают эльфы и гномы. Причем здесь Черная луна – никто из видевших этот фильм внятно объяснить не смог.
72) «Экзистенция» (Дэвид Кроненберг). Категория07. Странная компьютерная игра, прекратить которую на определенном этапе становится невозможно. И уже неясно – где жизнь, а где игра.
73) «Элкерлик» (Йоз Стеллинг). Категория08. Первая часть средневековой трилогии Йоза Стеллинга, выполненная в эстетике Брейгеля. В центре повествования – авантюрист, переигравший всех, кроме себя.
74) «Я поскачу, как бешеный конь» (Фернандо Арабаль). Категория10. Потрясающая сюрреалистическая притча, изобилующая алхимическими и гностическими мотивами. Юноша по имени Адам, убивший соблазняющую мать, бежит в пустыню, где встречает Бога, способного погасить солнце. Для этого Бога все есть игра. На Касталии опубликован подробный анализ этого фильма.
75) «Шаманка» (Анджей Жулавский). Категория09. Фильм о древних силах, сокрытых в глубинах бессознательного. В центре повествования – любовная история профессора антропологии и его студентки, порой переходящая в откровенный садомазохизм. Всё было бы до жути банально, если бы не выкопанная археологами мумия древнего шамана, приносящая необратимые изменения тем, кто соприкасается с ней. И еще – у автора, прямо скажем, радикальные представления о процессе сжигания эго огнем кундалини, но воистину тот, кто считал себя её хозяином, становится её рабом.
76) «Восход Люцифера» (Кеннет Энгер). Категория10. Кеннет Энгер – первый, кто сформулировал концепцию клипа как такового. Посвященный ОТО самой высшей степени, он создает фильм, один просмотр которого является духовной практикой и дверью в иное.
77) «Инвокация моего Демонического Брата» (Кеннет Энгер). Категория10. И вновь в шедевре Кеннета Энгера оживают древние боги. Надо только открыть свое сердце, чтобы войти в их мир и оказаться внутри этого фильма.
78) «Человек, которого мы хотим повесить» (Кеннет Энгер). Категория10. Фильм об Алистере Кроули. Точнее, о его картинах. Скользя от одной картины к другой, мы проникаем во внутренний мир гения.
79) «Автокатастрофа» (Дэвид Кроненберг). Категория08. Фильм, некогда поставивший абсолютный рекорд по количеству эротических сцен. Но эротика здесь сплетаются со смертью. Герои фильма – экстремалы, некогда выжившие в автокатастрофе и теперь объединившиеся в тайное общество, целью которого является воссоздание будоражащего кровь воспоминания, максимально близкого к оригиналу.
80) «Бегущий по лезвию». Категория07. Человек и андроид. Охотник и жертва. Но что, если андроид окажется в большей степени человеком и поймет, сколь бесценна жизнь? Философская фантастика, частичная экранизация романа Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды о электроовцах», но с значительным изменением акцентов.
81) «Большая жара» (Фриц Ланг). Категория05. Классический, крепко сваренный гангстерский детектив тридцатых годов. Превосходно передает колорит эпохи и давно забытый стиль, знать который следует каждому ценителю кино. Но в том, что касается какого-либо высшего смысла – не ищите.
82) «Бразилия» (Терри Гильям). Категория07. Антиутопия. Из-за канцелярской ошибки гибнут невинные люди. Перед тем, как их убить, им стирают личность. Потрясающе передано царство гниющей и самовосстанавливающей плоти, скрытой под маской глянца.
83) «Гадкие Лебеди» (Константин Лопушанский). Категория09, по воздействию близка к 07,5. Посмотрите и передайте другим! Сильнейшая экранизация романа братьев Стругатских, в которой потрясает все – игра актеров, монтаж, режиссура. Фильм о борьбе двух эволюционных видов – человека и людена, прошлого и будущего, инквизиторов и еретиков. Фильм о том, как прошлое пожирает будущее.
84) «Древо Герники» (Фернандо Арабаль). Категория06 . Из трех фильмов Арабаля это – самый слабый. Действие происходит в Испании, раздираемой войной между фашистами и коммунистами.
85) «Два капитана-2». Категория06. Хороший стёб над социалистической революцией 1917 года. Фильм великолепно передает дух перестройки.
86) «Женщины ждут» (Ингмар Бергман). Категория06. Один из ранних фильмов Ингмара Бергмана, которых не любил он сам. Впрочем, этот фильм можно посмотреть ради одной единственной фразы, брошенной отцом сыну, разъяренному на свою жену, ибо в этой фразе весь будущий Бергман.
87) «Игра Рипли» (Лилиана Кавани). Категория04. Фильм – почти дословный римейк «Американского друга», однако, к сожалению, на этот раз автор непревзойденных «Каннибалов» и «Шкуры» не выходит за рамки стандартного голливудского боевика. Фильм Вендерса на много порядков сильнее.
88) «Жизнь Дэвида Гейла».
89) «Король-рыбак» (Терри Гильям). Категория05. История жизни радиоведущего, по оплошности которого произошло несколько жестоких убийств. Чувство вины ломает герою жизнь и опускает его на дно, где он встречает жертву своей неосторожности. И он ищет искупления, помогая ему.
90) «Крестный отец» (Френсис Коппола). Категория06. Лучший гангстерский фильм всех времен и народов. Можно не любить этот жанр, но «Крестного отца» посмотреть стоит обязательно.
91) «Леди из Шанхая».
92) «Летучий Голландец» (Йоз Стеллинг). Категория09. Третья и самая сильная часть средневековой трилогии Стеллинга в эстетике Брейгела. Главный герой – незаконнорожденный сын помещика, которого держат в условиях худших, чем собак, - бежит в мир. И в мире уродов и проходимцев он, не ведающий зла, в святом неведении неотвратимо приближается к гибели.
93) «Лулу на мосту» (Пол Остер). Категория09. Изысканное лакомство для интеллектуальных гурманов. Раненый джаз-музыкант находит таинственный голубой камень, за которым идет охота. Но что это за камень и почему он оказывается в центре столь странных и таинственных перипетий? Финал, как всегда, неожиданен.
94) «Мушет».
95) «Ночной Портье» (Лилиана Кавани). Категория06 . Заключенная фашистского лагеря и её палач и любовник, связанные узами любви и смерти, встречаются в послевоенное время. И страсть вспыхивает между ними вновь, вопреки всем законам.
96) «Осенняя Соната» (Ингмар Бергман). Категория08. В центре повествования – мать и дочь. Два одиночества, две любви, две ненависти и две мучительные усталости.
97) «Осторожность». Категория06. Психоаналитический сюрреализм. Остроумная и несколько гротескная иллюстрация тезиса Фрейда о том, что мир поделен на Эдипов и Гамлетов. Действие фильма происходит в селении, расположенном горах. Существует запрет громко говорить, ибо лавина может сойти с гор и смыть селение. Но тишина еще не говорит о гармонии и покое.
98) «Паук» (Дэвид Кроненберг). Категория09. Шокирующий фильм, запрещенный в большинстве стран мира. Нет, здесь вы не увидите разрезанной плоти или порнографических вставок. Но посмотрев этот фильм, можно сойти с ума, ибо еще никто в истории кино не показывал реальность глазами шизофреника столь талантливо и убедительно. Настолько убедительно, что, не подозревая подвоха, в последнем кадре зритель завороженно шепчет «Убей же».
99) «Пи» (Дарен Аранофский). Категория08. Фильм о поиске тайного имени бога. Имени, которое творит чудеса и открывает двери.
100) «Плата вперед».
101) «Пыль».
102) «Пять препятствий».
103) «Радужный воришка» (Алехандро Ходоровский). Категория09. Один из самых простых, но радостных фильмов Алехандро. Как всегда – обилие библейских, алхимических и гностических аллюзий.
104) «Реквием по мечте» (Дарен Аранофский). Категория06. Фильм о том, как плохо быть наркоманом. А если посмотреть глубже – о той пустоте в душе, которая толкает в гибельный мир наркотиков. Одна из сюжетных линий превосходно иллюстрирует название главы книги Тернса Маккены: «Тяжелые наркотики: героин, кокаин и телевидение».
105) «Рыжая белка» (Хулио Мэдем). Категория06. Фильм начинается с того, что стоящий на мосту парень собирается с силами для того, чтобы совершить суицид. Внезапно в мост врезается мотоцикл, ездок которого падает на камни. Обнаруживается, что человек жив, это женщина и она потеряла память. «А что если создать идеальную возлюбленную вместе с её новой памятью?» - думает герой, и с этого начинается изысканная любовная игра.
106) «С меня хватит!». Категория07. Иногда надо сойти с ума. И просто поехать домой, сметая все на своем пути. Неважно, что впереди ждет смерть, главное – успеть доиграть свою задачу.
107) «Смерть в Венеции» (Лукино Висконти). Категория09. Строгая и утонченная постановка новеллы Томаса Манна о преуспевающем и серьезном мужчине, до потери себя очарованным юным мальчиком. Подразумеваемый гомоэротизм переходит в языческую мистерию.
108) «Страх и ненависть в Лас Вегасе» (Терри Гильям) Категория 07. Фильм-реквием по шестидесятым. Мир уже не тот, и на смену цветной революции хиппи пришла системная иерархия. Но два главных героя не понимают или не хотят этого понять, продолжая поглощать психоделики слоновыми дозами и в несовместимых пропорциях. За показным весельем и стёбом – зияющая пустотой тоска, которая не проговаривается, но подразумевается.
109) «Фанатик». Категория09. О еврее, который стал фашистом. «Боже, какая пошлость!» - подумает искушенный зритель. Скажем точнее и по сути – фильм о Человеке и Боге. Об их отношениях, которые строятся по принципу, высказанному в одной из пьес Сартра – «Есть только я и Бог, все остальные – тени». Еще одна попытка дать ответ Иову.
110) «Шкура» (Лилиана Кавани). Категория08, может быть, 09 . Действие происходит после войны. Побежденную Италию заняли американские войска. Война показана глазами женщины, видящей в насилии жуткий излом эротического.
Продолжение 1S_a_n_4_o, 5:38, 22 травня 2010, 12:28, 22 червня 2010 111) «Шоу Трумана». Категория07. Жизнь Трумана – одно непрекращающееся шоу, которое показывают по центральному телевидению, о чем он даже не подозревает. Все, кого он встречает и с кем живет – только актеры. Но иногда птице становится тесна скорлупа. Фильм следует воспринимать как гностическую поэму. 112) «12 Обезьян» (Терри Гильям). Категория07. Далекое будущее. Из-за искусственно созданного вируса человечество оказалось на грани вымирания. Последние люди посылают своего эмиссара в прошлое, чтобы он уничтожил организацию «12 Обезьян», которая, по мнению экспертов, ответственна за разработку вируса. Но возможно ли вообще разорвать цепь времени и пространства? И можно ли убежать от вечного возвращения? В плане суггестивного погружения в глубину фильм сделан по-настоящему мастерски. Из вторичного сюжета Гильям делает шедевр. 113) «451 по Фаренгейту» (Франсуа Трюффо). Категория05 . Экранизация классического романа Рея Брэдбери с несколько смазанным финалом. 114) «Антигона». Пьеса Жана Ануя. Категория09, но крайне плохое качество записи. Экранизация бессмертной пьесы Жана Ануя, увидевшего в античной драме столкновение двух истин, каждая из которых распята на своем кресте. 115) «Белая Голубка» (Франтишек Влачо). Категория05. Мальчик-инвалид находит раненую белую голубку. 116) «Влюбленные женщины» (Кен Рассел). Категория05. Экранизация некогда скандального романа Д.Лоуренса. Саркастичный взгляд на женщин и любовь. 117) «Водоворот» (Руи Герра). Категория04. Слабая попытка в очередной раз обыграть тему «один против всех», добавив легкий элемент сюрреализма. 118) «Голод» (Тони Скотт). Категория09. Лучший фильм в истории на готическую тему. Обещанное бессмертие оборачивается вечным пленом сознания, заключенного в мертвое тело. 119) «День Гнева» (Теодор Драйер). Категория07. Еще один превосходный фильм о бессмысленной жестокости инквизиции и о том, как страх влияет на человека. 120) «Замок» (Балабанов). Категория05. Практически буквальная экранизация романа Франса Кафки. Но некоторый перенос акцента в социальный пласт ослабляет силу воздействия фильма, ибо если у Кафки чиновники – это воплощение темной, нуминозной, безличной силы бытия, то здесь смысл несколько «заземляется». 121) «Инстинкт» (Джон Тартелтауб). Категория07. Исследователь приматов сходит с ума и убивает несколько охотников, после чего не произносит ни одного слова. Раскрыть его тайну поручают перспективному молодому психологу. Но так ли безумен тот, кто кажется безумным? Отношения двух докторов постепенно переходят от состояния «пациент – доктор» к «учитель – ученик», причем учителем оказывается тот, кто казался безумным. Фильм – очень важный манифест экофеминизма. 122) «Крики и шепот» (Ингмар Бергман). Категория09. Фильм, за исключением первой и последней сцены, сделан только в трех цветах – черном, белом и красном, что уже само по себе создает ни с чем не сравнимый эффект погружения в безумие. Действие происходит в особняке, где живут три сестры. Одна из них находится при смерти, две другие люто ненавидят друг друга. Страдание, ненависть и экзистенциальный ужас сжимаются в этом странном особняке до точки безумия. 123) «Куб». 124) «Куб 2». 125) «Куб ноль». 126) «Маргаритки» (Вера Хитилова). Категория06. Ярко, стильно, иррационально. «Что, если мы будем плохими?» - говорит одна юная девочка-подросток с ангельской внешностью другой. Далее - иррационал. 127) «Мечтатели» (Бернардо Берталучи). Категория07. Эротическая драма об освобожденной чувственности. 128) «Мастер и Маргарита» (Петрович). Категория04. Очень слабая экранизация бессмертного романа, напоминающая лубок. 129) «Миссисипи в огне» (Алан Паркер) Категория 07. Два агента ФБР посланы в один из южных штатов расследовать убийство своего агента. Как оказывается, в этом убийстве замешан КуКлусКлан, в который входит вся правящая верхушка городка. Предстоит очень тяжелое противостояние, в котором надо забыть об ограничениях закона. 130) «Молот ведьм» (Отакар Ваура). Категория 07,5. Фильм снят на основе реальных протоколов инквизиции, заставляющих понять название «Каприччио» Гойй - «Сон разума рождает чудовищ». Одно недоразумение с причастием поднимает волну охоты на ведьм, с сопутствующими пытками и кострами. Даже священник, пытающийся противостоять безумию, попадает под молот общей паранойи. 131) «Необратимость» (Гаспар Ноэ). Категория06. Фильм справедливо признан самым жестоким в истории кино. Его действие как бы вывернуто наизнанку: финал – это начало, начало – это финал. Вначале месть, потом насилие, потом несколько идеальных кадров. Говорят, что появление этого фильма на широком экране спровоцировало невиданную волну насилия. 132) «Нож в воде» (Роман Поланский). Категория07,5. Триллер или драма – как оценивать этот фильм? Рассматривать ли экстраординарные события фильма как жанровые особенности триллера или признать, что это и есть жизнь – ненавистный мир власти Отцов? 133) «Огр» (Шлендорф). Категория05. Занятная история о человека, ставшим воспитателем подростков и детей в элитном нацистском интернате, призванном вырастить сверхчеловека. 134) «Отель для чужестранцев» (Антонин Машша). Категория05. История одного убийства. Петр Гудец приезжает в Отель «Мир», чтобы найти любовь, а находит смерть. Легкий элемент сюрреализма и качественный стиль делают этот фильм любопытным. 135) «Праздник святого Юргена». Категория07. Великолепная комедия тридцатых годов, превосходно высмеивающая нравы церкви. Главный герой – хитрый пройдоха, который стечением судьбы признан святым. Как оказывается, это намного выгоднее, чем быть грабителем банков. 136) «Презрение» (Жан Люк Годар). Категория06. Один из лучших фильмов Годара о кино, жизни и отчуждении. 137) «Ребенок Розмари» (Роман Поланский). Категория07. Розмари – примерная католичка, убежденная, что её муж принадлежит к сатанистам, желающим принести в жертву дитя. Беременность проходит тяжело, странные события окружают её, как будто подтверждая её выводы. Но может ли Дьявол принести в жертву своего сына… 138) «Режиссер Андрей Тарковский» (Михаил Лещиловский). Вне категорий. Документальный фильм не может быть внесен ни в одну из предполагаемых категорий. Фильм о последних месяцах жизни великого режиссера Андрея Тарковского. Документальные кадры со съемок «Жертвоприношения». 139) «Слуга» (Лоуди). Категория06. Трагикомическая притча о том, как слуга становится хозяином, разрушая жизнь своему господину. 140) «Стигмата» (Руперт Уэнрайт). Категория07. Фильм начинается с того, что далекая от религиозной жизни женщина становится жертвой синдрома святых, обнаружив стигматы на своем теле. Священник – «адвокат дьявола» по делам святых – должен расследовать это дело. Расследование подводит его к страшным тайнам жизни и смерти, открытие которых способно разрушить само здание церкви. Фильм основан на факте обнаружения Евангелия от Фомы, которое, несмотря на подтверждения ученых о его подлинности, не принято в завет, ибо его принятие означает разрушение основ церкви. 141) «Стратегия паука» (Бернардо Берталуччи). Категория08. Сын приезжает, чтобы найти убийц отца. Ради истины и отмщения он, казалось бы, готов ко всему, даже к смерти, но тайна, которую он открывает, оказывается гораздо страшнее, чем все, что можно было предположить… 142) «Страх съедает душу» (Райнер Вернер Фасбиндер). Категория08. Один из самых шокирующих фильмов Фасбиндера о любви молодого турецкого эмигранта и шестидесятилетней француженки. 143) «Мои ночи прекраснее ваших дней» (Анжей Жулавский). Категория08. Излюбленная тема Анджея Жулавского – любовь как агония. Вот и здесь – гениальный математик, обреченный на потерю памяти и медленную смерть, встречает странную девушку, работающую в каком-то спиритическом шоу в качестве медиума-шарлатана. Их любовь похожа на судорожную агонию умирающего. 144) «Одержимая» (Анджей Жулавский). Категория09. Превосходный кинопостмодерн, начинающийся как мелодрама и заканчивающийся как фильм ужасов. Истинное наслаждение для киноэстета – мы узнаем тонкое обыгрывание мотивов Линча, Поланского и многих других режиссеров. 145) «Третья часть ночи» (Анджей Жулавский). Категория09. Вторая мировая война. Единственный способ прокормиться – это в странной клинике кормить собой зараженных блох. 146) «На Серебряной планете» (Анджей Жулавский). Категория09. Рассказать этот удивительный фильм просто невозможно, его надо увидеть. Луна здесь – подсознание земли, а цивилизация луны, с которой сталкиваются в своей экспедиции земляне, – это кривое зеркало земной эволюции. Медленно, но верно мы погружаемся в изысканное смешение символов, образов, мифов и притч. Экзистенциализм и апокрифы, философия и поэзия преломляются в одном из самых удивительных фильмов истории кино. 147) «Главное – любить» (Анджей Жулавский). Категория08. 148) «Верность» (Анджей Жулавский). Категория08. Еще одна история любви-агонии. 149) «В прошлом году в Мариенбаде» (Алан Рене). Категория09. Фильм-сновидение? Фильм-Бардо, где показан мир между жизнью и смертью? Фильм-фантазия? Странное видение о причудливом странствии души в мире вечного возвращения. 150) «Курить\не курить» (Алан Рене). 151) «Хиросима – любовь моя» (Алан Рене). Категория08. Фильм о трагедии Хиросимы после атомного удара. 152) «Стависки» (Алан Рене). 153) «Ностальгия» (Андрей Тарковский). Категория09. Действие фильма происходит в Италии, где главный герой, изучая судьбу эмигрировавшего скульптора, погружен в изучение себя. Путь приводит его к местному сумасшедшему Доменико, который пытается спасти человечество, перенеся горящую свечу через бассейн. Образ одинокого человека со свечой указывает на глубину постижения девятого аркана. 154) «Солярис» (Андрей Тарковский). Категория10. Экранизация фантастического романа Лема. Солярис – мыслящий океан, имеющий разум. Солярис – планета, дающая плоть тому, что, казалось бы, скрыто в самых далеких уголках души. И каждый из членов экспедиции оказывается наедине с собой. 155) «Андрей Рублев: Страсти по Андрею» (Андрей Тарковский). Категория08. Главный герой фильма – легендарный иконописец Андрей Рублев. Тарковский гениально передает колорит древней Руси. 156) «Святая Кровь» (Алехандро Ходоровский). Категория10. Потрясающий фильм, пронизанный гностическими и алхимическими аллюзиями. Главный герой – Феникс, поразительно похожий на Христа, проходит сложный путь обретения себя. Фантом безрукой матери превращает его в заложника идеи греха и заставляет убивать женщин. Только девочка из детства Альма (Анима? Альбедо?), проходящая свой путь, может вернуть Фениксу настоящего себя. Пожалуй, один из величайших шедевров кинематографа, где значим каждый символ. 157) «Священная Гора» (Алехандро Ходоровский). Категория10. Единственный за всю историю фильм, претендующий на иллюстрацию процесса алхимического великого делания. Все начинается с того, что от Тау Креста материи отделяется дух (Меркурий, который так похож на Христа – любимая идея Юнга, Кроули и алхимиков), и заканчивается пресуществлением планет и восхождением на Священную гору Гнозиса. 158) «Крот» (Алехандро Ходоровский). Категория10. Алхимическо-христианская драма спасения, смерти и Армагеддона, временами стилизованная под вестерн. Чтобы добиться Анимы, мало убить полковника\Иалдабаофа, нужно еще и повергнуть четырех мастеров, знающих тайны вечности. Но все есть иллюзия, и наказание за грех – смерть. А потом, потом – дерзкая попытка соединить землю и подземелье, заканчивающаяся гибелью обоих сторон. 159) «Фандо и Лиз» (Алехандро Ходоровский). Категория08. На пути в Тар сметаются все преграды. Странный путь, странная цель, странное начало. Словом, фильм похож на осмысленное безумие с гностическим подтекстом. 160) «Бивень» (Алехандро Ходоровский). Категория05. Неожиданно слабый фильм великого сюрреалиста и мага. Возможно, это первые пробы пера или работа по жестко заданному сценарию. Сказка о дружбе девочки и слона. 161) «Похититель радуги» (Алехандро Ходоровский). Категория09. Фильм можно назвать сюрреалистической мелодрамой или сюрреалистической комедией – как кому больше нравится. Как всегда, Ходоровский щедро сдабривает свои фильмы скрытыми символами, понятными только тому, кто углубился в недра матушки алхимии. 162) «Последнее Танго в Париже» (Бернардо Берталуччи). Категория08. Скандальный эротический фильм. Отношения, где герои даже не знают имени друг друга, с легким привкусом садомазохизма, оканчиваются убийством. 163) «Небо над Берлином» (Вим Вендерс). Категория09. Пожалуй, лучший фильм Вима Вендерса. Ангел смотрит на город с высоты птичьего полета. По обрывкам снов и жизней он пытается постичь мир людей. Ангел становится человеком, познав красоту любви. К сожалению, сюжет об Ангеле, обретающем плоть, уже давно затерт десятком римейков и пародий, но надо признать, что только Вендерсу за всю историю кино удалось показать мир глазами ангела. 164) «Так далеко, так близко» (Вим Вендерс). Категория09. Продолжение «Неба над Берлином», которое не уступает первой части. Ангел вырастает и познает зло мира. Но ангелу противостоит не дьявол, а человек, ведь настоящий дьявол живет только в душе человека. 165) «Токио Га» (Вим Вендерс). Категория06. Интересный взгляд на Японию. Япония, ставшая зависимой от игры, Япония, утратившая свои основы, Япония, в которую уже не хочется верить. 166) «Ложное движение» (Вим Вендерс). Категория08. Очень странный фильм об одиночестве в толпе. Писатель, живущий среди своих героев, или несколько одиночеств, бурными волнами житейского океана почему-то собравшихся вместе? Потрясающая, тонко уловимая нотка духа мира Германа Гессе или Томаса Манна. 167) «Отель «Миллион долларов» (Вим Вендерс). Категория08. Мир отеля «Миллион долларов» - это мир бедняков, воров и преступников. Но и здесь есть место любви и самоотречению. Как всегда, поэт-трубадур Вендерс глубоко передает дуновение божественности, идущее от женщины. 168) «Клуб Виста» (Вим Вендерс). Категория06. Кубинский фестиваль, который проходит ежегодно. Море, солнце, жаркие кубинские Мачо, не теряющие задора и обаяния даже в восемьдесят. Полное упоение потоком жизни. Короче говоря, прекрасная иллюстрация 19го аркана. Хотя на мой субъективный взгляд, фильм несколько затянут. 169) «Алиса в городах» (Вим Вендерс). Категория06. Жизненная история о том, как волею судьбы в одной упряжке оказались одиннадцатилетняя девочка, чья мама пропала в неизвестном направлении, и писатель. В очередной раз Вендерс обращается к теме творческих исканий, поиску вдохновения, а также вечным попыткам соединить жизнь и творчество. 170) «Китайская одиссея» (Вонг Кар Вай). 171) «Дни безумств» (Вонг Кар Вай). 172) «Пока высыхают слезы» (Вонг Кар Вай). 173) «Любовное настроение» (Вонг Кар Вай). 174) «Падшие ангелы» (Вонг Кар Вай). 175) «Сумерки ледяных нимф» (Гай Медин). Категория06. Пожалуй, этот фильм можно назвать еще одним примером сюрреалистического фэнтези с хорошей долей постмодерна. 176) «Сказки госпиталя Гимли» (Гай Медин). Категория06. Постмодернистская пародия на готический фильм, который вначале даже кажется готическим, пока не понимаешь, что самому автору очень сильно смешно. 177) «Дракула» (Гай Медин). 178) «Мертвец» (Джим Джармуш). Категория09. По единодушному мнению всех киноценителей, лучший фильм Джима Джармуша за всю историю его творчества. Полагаю, что сюжет фильма известен слишком хорошо, ну а если кому не известен – смотреть как можно скорее. 179) «Кофе и Сигареты» (Джим Джармуш). Категория06 (а может 08). Несколько умных и глубоко жизненных новелл, герои которых неизменно пьют кофе и курят сигареты (дорогие и не очень). 180) «Сломанные цветы» (Джим Джармуш). Категория06. Старый Дон Жуан пытается найти своего сына, по очереди навещая своих бывших подружек. 181) «Пес-призрак» (Джим Джармуш). Категория05. Фильм о телохранителе мафиози, глубоко воспринявшем кодекс бусидо. Но подстраивается ли жизнь под кодекс законов самурая? 182) «Ночь на земле» (Джим Джармуш). Категория08. Почерк Джармуша характерен и здесь: простые истории из жизни, оставляющие светлую грусть, и одна деталь, объединяющая воедино эти истории. На этот раз таких детали две – ночь и такси. 183) «Более странно, чем в раю» (Джим Джармуш). 184) «Вне закона» (Джим Джармуш). 185) «Бешенство» (Девид Кроненберг). 186) «Наседка» (Дэвид Кроненберг). 187) «Связанные насмерть» (Дэвид Кроненберг). 188) «Мертвая зона» (Дэвид Кроненберг). Категория06. Весьма неплохая экранизация романа Стивена Кинга. Главный герой – ясновидящий, способный видеть будущее во всех подробностях. Но что делать, если точно знаешь, что в президенты рвется тот, кто желает развязать мировую войну. 189) «Сканеры» (Дэвид Кроненберг). Категория06. Сканеры – это новый вид людей, в совершенстве владеющих телекинезом. И победить сканера может только сканер. 190) «Судороги» (Дэвид Кроненберг). 191) «Номер в Отеле» (Дэвид Линч). 192) «Простая история» (Дэвид Линч). Категория08. Простая история о старике, который поехал к захворавшему другу посмотреть вместе на звезды. Вот только в качестве транспортного средства он вынужден использовать газонокосилку. Но медленность передвижения компенсируется самым полным соприкосновением с жизнью. 193) «Шоссе в никуда» (Дэвид Линч). Категория08. С этого фильма начинается Линч такой, каким мы его знаем. С классической завязки для триллера – герой несправедливо обвинен в убийстве жены – мы попадаем в странное, сумрачное повествование между сном и явью. 194) «Индустриальная симфония» (Дэвид Линч). 195) «Твин Пикс – Огонь иди со мной» (Дэвид Линч). Категория08. 196) «Головоластик» (Дэвид Линч). Категория08. Рассказывать такие фильмы – это все равно что рассказывать сны. Попробуйте сами ответить на вопрос, что происходит с главным героем и во что он превращается… 197) «Дикие сердцем» (Дэвид Линч). Категория07. Фильм о страсти, сметающей все границы, о борьбе за свободу, которая не признает правил, и о ветре, что дышит в сердцах тех, кто дики сердцем. 198) «Дюна» (Дэвид Линч). Категория05, а то и 04. Пожалуй, единственный провальный фильм Линча. Экранизация книги Фрэнка Хэбберта, кажется, напрочь убрала всю её философию, сохранив, как это часто бывает, только лязг мечей и вспышки лазера. 199) «Малхоланд Драйв» (Дэвид Линч). Категория08. Предпоследний фильм Дэвида Линча, где искусство режиссера доведено до совершенства. Двойничество, странные миры, реальность, сворачиваемая в точку и рождающаяся заново. И магический театр, где нет ничего. Удивительный фильм, передающий дыхание ужаса, природу которого невозможно выразить словами. 200) «Человек-Слон» (Дэвид Линч). Категория06. История о человеке, больном очень редкой болезнью, обрекающей его на пожизненное уродство и одиночество. 201) Короткометражки Дэвида Линча. Категория08. Ярко, необычно, пугающе. То ли сны обретают плоть, то ли мы попадаем в сновидения. 202) «Внутренняя империя» (Дэвид Линч). Категория09. Последний фильм великого мастера, давшего слово больше никогда не снимать. Воистину, в этом фильме Линч реализовал себя в полной мере. С самого начала фильма мы перестаем отличать реальность от сновидения, а сновидения от игры. Где сон, где фильм, где реальность? Сколь плотна граница между актером и ролью, которую он играет? Впервые Линчу удается прорваться сквозь собственную бездну, в которой он, казалось, полностью поселился, и соединить две части своей души. 203) «Причастие» (Ингмар Бергман). Категория09. Священник, который каждый день служит мессу. Потерявший веру священник, который верит только в «чудовищного бога крыс, пауков и змей». Священник, который просто устал жить. 204) «Волшебная флейта» (Ингмар Бергман). Категория05. Экранизация музыкальной сказки Моцарта. 205) «Лето с Моникой» (Ингмар Бергман). Категория05. Один из ранних фильмов Бергмана, где он только обретает свой стиль. Герой убегает с Моникой на уединенный остров, и они живут, наслаждаясь солнцем и рекой. Но запасы кончаются, лето тоже. 206) «Молчание» (Ингмар Бергман). Категория09. Две сестры за окнами особняка. Одна – полная сил и жизни, наслаждающаяся радостями эроса, и другая – медленно чахнущая и угасающая. И мальчик. А за окнами – война. Война, о которой ничего не известно. Один из тех фильмов, где слова почти не нужны, а действия и взгляды говорят сами за себя. 207) «Стыд» (Ингмар Бергман). Категория09. Фильм, в котором главный герой – война. Война, лишенная лица. Война, в которой нет ни правых, ни виноватых. Война, в которой каждый сам за себя, и кто бы не победил – все равно придется повторять одни и те же казенные слова. Война, которая делает человека зверем, а лодка цивилизации пытается оттолкнуться от трупов, которыми заполнилось море жизни. 208) «Седьмая печать» (Ингмар Бергман). Категория09 . Именно с этого фильма мы советуем начинать свое знакомство с миром Бергмана. На этот раз средневековье. Рыцарь играет со смертью в шахматы. Пока идет игра – продолжается жизнь, но еще никому не было дано выиграть эту партию. 209) «Лицо» (Ингмар Бергман). Категория09. Фильм о фокуснике, приехавшем в город. О том, как мир искусства соединяется с реальностью и есть ли вообще одно без другого. 210) «Фанни и Александр» (Ингмар Бергман). Категория06. Еще одна иллюстрация внутреннего противостояния сына и отца, где отец, точнее отчим, становится ужасен, как сам Бог. 211) «Земляничные поля» (Ингмар Бергман). Категория09. Главный герой фильма – профессор, вспоминает свое детство и пытается понять, что было подлинным в его жизни. 212) «Час Волка» (Ингмар Бергман). Категория09. Фильм, скользящий в одном шаге от фильма ужасов, но, по сути, великая фантасмагория отчуждения, в которой для художника открывается истинное лицо обывателей всех сословий – вампиров, высасывающих жизнь. 213) «Персона» (Ингмар Бергман). Категория09. Персона – термин юнгианской психологии, имеющий узкое значение: часть личности, которая отождествлена с социальной ролью. Персоне всегда противостоит душа – то есть истинное Я, сжатое оболочками шелухи. Если мы знаем это, то без труда поймем природу взаимоотношения двух женщин, показанную в этом фильме. 214) «Сарабанда» (Ингмар Бергман). Категория09. Последний фильм великого режиссера об отношениях отца и дочери. Есть только музыка, и пока музыка играет, дышит жизнь. А там, за пределами музыки, лежит царство одиночества, холода и смерти. Познавшему остается только ненависть и отчаяние. 215) «Сквозь тусклое стекло» (Ингмар Бергман). Категория09. Еще один фильм-взгляд на темную сторону Бога. На этот раз глазами безумной девочки, которая бессильна против видений. 216) «Страсть» (Ингмар Бергман). Категория09. Фильм о жизни в маленьком городке. Два одиночества ищут искупления в объятиях друг друга, но, найдя пустоту внутри себя, начинают ненавидеть друг друга за это. 217) «Девичий источник» (Ингмар Бергман). Категория05. Экранизация шведской легенды об изнасилованной и убитой девушке, на месте гибели которой стал бить ключ со святой водой. Очень нехарактерный для Бергмана фильм. 218) «Двойная жизнь Вероники» (Кшиштав Кислевский). Категория06. 219) «Случай» (Кшиштав Кислевский). Категория06. Может ли одно событие радикально изменить будущее? У героя умирает отец, и он должен успеть на поезд. Герой может бежать до последнего, но опоздать, успеть или, опоздав, смириться с потерей. И как же непохожи эти три варианта. 220) «Три цвета: синий, белый, красный» (Кшиштав Кислевский). Категория08. Три фильма, каждый из которых сделан в своей цветовой гамме, как бы в соответствии с настроением фильма. Очень стильно, а местами (особенно красный) и глубоко.
|
Немає коментарів:
Дописати коментар